t_holina

Кандалакшские тундры 1995, часть 2
t_holina

Кандалакшские тундры

(город Кандалакша — Колвица — Домашние тундры — река Нижняя Лувеньга — озеро Нижнее Лувеньгское — Елки тундры — Лувеньгские тундры — Белое море — город Кандалакша )

7 июля — 21 июля 1995 года

Издание третье, переработанное. Ануфриев  С. В. 20 июля — 3 ноября 1995 года.

14 июля 1995
Сев. склон горы Белая (670) — р. Лувеньга — Правый верхний приток р. Лувеньга ( «каньон водопадов»). (5х = 7.5 км)

Подъем в 07:00 . дождя нет. Туман, точнее мы стоим в облаке, ветер. В 09:20 вышли. Временами моросит дождь. Сильный ветер постоянно мешает сборам лагеря, унес то плащ ДТ, то опрокинул в озеро рюкзак ИК. Над долиной гуляют облака.

Направляемся обратно к реке Лувеньга. Поднимаемся за ходку на северо-западный перевал, относительно горы Белая (670). Дорогой опять попадаются брусничные склоны, но здесь задерживаться нельзя — можно попасть в непогоду.

Теперь лес на перевале и маленькое озеро на самом седле обходим по южному склону горы Избная Иолга. Траверсируем ее по южному склону, оставляя внизу ручей. Траверс не крутой, в среднем 30-35?, но мокрый и, поэтому, опасный. На нем также попадаются брусника и шикша. Ноги совсем промокли, и останавливаться для сбора ягод нельзя — можно простудиться на сильном ветру.

За три ходки подошли к реке Лувеньга. Сходу ее перешли вброд, предварительно найдя шесты, так как дно ее каменистое, а течение быстрое. Обувь менять никто не стал — она все равно мокрая.

После переправы сделали перекус, обсохли. Разобрали и переложили весь сахар, который промок у ИК в рюкзаке; из кускового он превратился в мокрый песок, грозящий затвердеть.

На северо-восточном склоне массива Лувеньгские тундры ветер тише. Небо прояснилось, выглядывает солнце, стало теплее. Начали сбор грибов. Теперь намереваемся траверсировать восточный склон в поисках удобного места для лагеря в верховье ручья в районе горы Средний мыс (571). Идти тяжело, так как склон усеян непрерывными моренами, которые мы обходим, делая большие крюки и теряя высоту.

За две ходки подошли к ручью правому верхнему притоку реки Лувеньга, бегущего с горы Средний Мыс (571). За эти ходки группа начала уставать, так как шли по непрекращающимся моренам, по лесу, где трудно ориентироваться. Пришлось по видимым вершинам определять по компасу свое местонахождение и выходить на юго-запад.

Вышли к ручью в месте, где он прорезал в породе глубокий каньон. Вверх по течению слышались раскаты каскада водопадов. По плану необходимо было отыскать переправу и на следующий день выдвинуться по ручью на верх массива Лувеньгские Тундры и перевалить на его северный склон.

Была проведена краткая разведка возможности переправы на восточный берег вверху по течению ИК и АС. И так как вниз спускаться смысла не было, решили переправиться чуть выше и разбить лагерь. Переправа прошла легко — в три шага по камням над бурлящей водой. Этот каскад водопадов очень красив: стены каньона почти отвесные, а между сливами разместились живописные «ванны» с хрустальной водой.

Долго искали место для палаток из-за отвесных берегов. Решили встать почти на самом краю, здесь ветер разгоняет мошку, относительно близка вода, есть дрова и не сыро. В 17:00 приготовили обед, после него сидели у костра и пели песни. Итого за день сделали 5 ходок, примерно 7.5 км.

15 июля 1995
Правый верхний приток р. Лувеньга («каньон водопадов») — Лувеньгские Тундры («страна озер»). (4х = 7км)

Подъем в 08:30. Погода пасмурная. Сильный северо-западный ветер. Дождя нет. Переменная облачность, холодно. В 10:30 выход. Идем на северо-запад вверх по ручью почти у самой воды. Идти трудно, так как приходится постоянно шагать по камням над бурлящими водопадами. Намереваемся пройти до истока ручья, а затем перевалить на северный склон массива, траверсировать гору Средний Мыс (571) с севера. Однако через 30 минут после начала движения группа остановилась вообще из-за непроходимых каменных завалов у самого ручью и оказались зажатыми почти отвесными высокими травянистыми стенами каньона.

Решили идти обратно и ходку завершили у старого нашего лагеря. Идем дальше вниз, пытаясь траверсировать гору Средний Мыс (571) с юга. Немного спустившись в долину. Дошли до следующего ручья, через который мы переправлялись 11 июля. Идти по лесу тяжело, ветра нет, донимают комары, жарко, встречаются болота. Так идем по северному берегу две ходки, переправляемся на южный берег ручья, далее идем вдоль него вверх по течению, пересекая многочисленные морены и болота между ними. Грибов и ягод нет. Постепенно набираем высоту, началась лесотундра. Оставили на северо-востоке гору Средний Мыс (571). Опять идем на запад и наверх. Сплошные морены.

Дошли до границы лесотундры, выбрали место и в 15 часов разбили лагерь. Чувствуется у всех усталость, жара размаривает, хочется упасть и лежать. Из лагеря сняли направления на видимые ориентиры: гора Сенная Куртяжная (609) — 315?, гора Лувеньгские Тундры (652) — 210?.

Вышло солнце, стало еще теплее, легкий ветерок почти не отгоняет ни комаров, ни мух. На северо-востоке от нас видно на склоне белое пятно, вероятно, это снег, потому что оно начало заметно для нас уменьшаться.

В 17:00 ДТ, БА, ИК и АС начали восхождение на гору Сенная Куртяжная (609) . Небо к этому моменту очистилось вообще, ни облачка. Подъем пологий, идем не быстро — чувствуется усталость. Остановились на большой каменной осыпи, начали фотографироваться. Добежали до казавшейся вершины, оказалось, что вершина дальше на плато, и до нее еще идти и идти.

Очень красиво. Лагерь почти не заметен сверху, еле видны проветриваемые яркие вещи. Покричали сверху в сторону лагеря, говорят, что было слышно. Слышимость сегодня внизу очень хорошая. Внизу — причудливая система озер, источников ручьев, питающих реку Лувеньга. Напротив нас с юга возвышается гора Лувеньгские Тундры (652). На плато по тундре, мху и карликовым березкам идти приятно. У триангулятора сфотографировались и перекусили горстью изюма. Наверху ветер, и, удивительно, не холодно.

Нашли рядом на плато следы пребывания людей, геологов или геодезистов. На обратной дороге спустились в ущелье, где лежит снег, а вокруг него растет необычная для этих мест трава. Отыскали источник ручья, бегущего по тундре вниз в реку Лувеньга.

В лагерь вернулись в 2030. Ветер стих, появились комары. В 21:00 обед. В 22:00 еще очень светло, солнце высоко, не холодно, все вещи просохли. Сидим у костра и слушаем песни. Рядом тихо журчит очень глубокий и чистый ручей. Солнце ярко освещает низкие лесотундровые деревья, а мы находимся на самом краю лесотундры, западнее нас лишь низкое плато с множеством маленьких озер и болот, питающих ручьи. Хорошо. Чуть прохладно. Медленно плывут по небу редкие облачка. Такой погожий день в этих краях — редкость, ведь на наших глазах сегодня даже растаял снег напротив нас.

16 июля 1995
Лувеньгские Тундры («страна озер») — сев склон горы Малая Куртяжная () (4х = км)

Подъем в 07:00. Вышли из лагеря в 09:30. Тепло, ветра нет, облаков нет, ясно. Очень много комаров, мошки и мух. Идем строго на запад по болотам, обходя озера. Хотим обойти гору Лувеньгские Тундры (652) с севера и перевалить на западный склон массива. Постоянно приходится обходить заросли карликовых берез, продираться сквозь них очень трудно.

На привале после первой ходки наткнулись на поляну брусники. Погода позволила нам задержаться здесь дольше 10 минут, и мы насобирали ягоды в молочные пакеты. Набираем высоту, входим в створ большого оврага, по которому бежит самый дальний ручей. Вот мы уже и на плато. С него прекрасный вид на округу: видна и Кандалакшская губа, и река Нижняя Лувеньга, и массив Домашние Тундры. На море отлив, видимость прекрасная, над морем облака, они отражаются в зеркальной воде. Сфотографировались всей группой.

Начали спуск по юго-западному склону массива. Опять брусничные поляны, которые очень тормозят наше движение. Спускаемся дальше до лесотундры, собираем бруснику на привале.

Несмотря на то, что мы нашли ручьи, лагерь здесь решили не ставить, так как внизу множество дачных участков, с которых мы будем хорошо заметны. Спускаемся совсем вниз, на запад, в густой лес. Пересекаем тропу и ЛЭП. Начинаем сходу подъем по склону горы Малая Куртяжная ( ). Хотим найти место для лагеря в районе небольшого озера, увиденного нами сверху. Однако это озеро оказалось очень заболоченным и в низине, так что там разбивать лагерь не стали. Нашли место у ручья на пригорке, чтобы продувал лучше ветер.

В 15 часов разбили лагерь. Перекусили. Много комаров. До обеда, до 19 часов, отдыхали, делать здесь особенно нечего, да и ничего не хочется. Пообедали и легли спать.

17 июля 1995
сев склон горы Малая Куртяжная () — берег Белого моря. (3х = км)

Подъем 08:00. В 10:00 выход. Ветра нет, облаков нет, солнечно, тепло. Огибаем гору Малая Куртяжная ( ) с севера и с запада. Спускаемся вниз. Идти по склону тяжело — густой лес и морены.

За один переход вышли на лесную дорогу, идущую с севера на юг вдоль реки. Начали сбор грибов.

За следующий переход прошли дачи и подошли к шоссе Кандалакша — Умба. На дачах встретили местных жителей и расспросили их о положении в стране, о жизни и об автобусах на Кандалакшу. Нашли остановку и мост через ручей.

За следующий, третий переход подошли к морю. Долго искали место для лагеря, так как вдоль берега идет дикая зона отдыха и проходит дорога. Сюда приезжают из города на пикники, мы встретили даже финнов.

Разбили лагерь в 100 метрах от берега. Дров нет вообще. Пилы у нас нет и большие поленья КМВ раскалывает вдоль оси клиньями. Сделали перекус. Отлив. При максимальном отливе вода отходит от берега метров на 50-100, и открывается песчаное дно, усеянное морскими червями, водорослями. На камнях — колонии морских зубов. Тихо. Ветра нет. На небе высокие перистые облака. Это к перемене погоды. К морю постоянно приезжают и отъезжают разные люди, встретили финскую семью, познакомились с жительницей деревни Лувеньга Бубновой  О. В. поужинали грибным супом и макаронами с тушенкой. На море начался прилив. Некоторые из нас моются, бреются.

21:20 еще светло. КМВ, ИК, АС устроили фотоохоту на чайку, бродившую по полуострову, где проводят пикники. Долго не ложились спать, пели в палатке песни.

18 июля 1995
Берег Белого моря

Встали в 11 часов. Сегодня день рождения Буянова Алексея, и каждый, выходя утром из палатки, поздравляет его. Погода теплая, ветра нет, облачность отсутствует, комары.

Сразу после завтрака, в 1140 БА и АС отправились в поселок Лувеньга, что у устья реки Нижняя Лувеньга, до нее около 7 км, и ведет лесная дорога. Дошли до поселка за час и 20 минут, медленнее было нельзя — подгоняли комары. Поселок оказалась небольшой, с двумя улицами и трехэтажными домами. В хлебном магазине купили два каравая по 2500 рублей, а в другом — две перечницы по 50 рублей и 2 литра кефира за 7600 рублей. Стало совсем жарко, пришлось умыться в реке. От местного населения узнали, что рыбы в этом сезоне очень мало — море отравлено.

На обратной дороге собрали кучку грибов. Интересно отметить, что техника подмосковной грибной школы несколько выше северной, потому ранее по той же дороге собирал грибы местный житель. Хорошо поели на перекусе и некоторые легли спать. В это время ИК и ДТ познакомились с отдыхавшими недалеко финнами, сфотографировались с ними на память и оставили адрес. Вечером с юго-запада пришли дождевые тучи, ветра нет, тихо. Поели жареных грибов с маслом, чесноком и хлебом. Легли в полночь спать.

19 июля 1995
Берег Белого моря — город Кандалакша

Подъем 06:40 . Ночью шел дождь. Хмурое утро. Ветра нет, комары. Густые низкие облака. Окрестных гор не видно. Позавтракали за час и 20 минут, включая приготовление пищи. Собрали лагерь. Иногда накрапывает дождик.

Пошли на шоссе ждать автобуса. Ждали на остановке 20 минут, одолеваемые мошкой. Приехали в Кандалакшу в 10:30. Уложили вещи н вокзале и посменно начали осматривать город и бродить по магазинам. Запаслись продуктами на поезд и книгами. В среднем по городу цены на товары здесь раза в полтора выше московских. Очень вкусное местное мороженое, и оно продается на каждом шагу. Скорый поезд № 111 Мурманск — Москва прибыл в 01:40 20 июля.

Эпилог
Итак с 7 по 21 июля 1995 года был проведен пешеходный поход с элементами горно-пешеходной техники в районе Кандалакшского берега Белого моря и прилегающей к нему с севера возвышенности.

Группа состояла из семи человек: Краморенко  М. В., Егорова  Е. А., Буянов  А. В., Ануфриев  С. В., Пластикова  Т., Ильвовский  К., Джемардян  Т. Ю. Руководитель — Краморенко  М. В.

Несмотря на полное отсутствие предварительной штурманской подготовки были выполнены в основном поставленные задачи, а именно: прохождение тундровых высотных зон района, посещение берега Кандалакшской губы Белого моря, прохождения таежных и заболоченных областей. Совершены два радиальных выхода на гору Белая (670) и гору Сенная Куртяжная (609). За время похода ни разу не была потеря привязки к карте. Не выявлено тяжелых заболеваний и пострадавших. Грамотно составленный рацион питания во время похода позволил находиться группе всегда в боеготовом состоянии, не смотря на малые грибные и ягодные ресурсы района в середине июля 1995 года. Хорошо показало себя общественное и личное снаряжение группы в условиях длительной непогоды: дождей, ветров, комаров, мошки. При прохождении немногочисленных естественных препятствий и сложных участков маршрута в полном объеме проявились опыт и умения каждого участника, его моральная и физическая подготовка. Однако для участия в более продолжительных и технически сложных походах участникам следует всемерно повышать свою физическую подготовку, делая упор на приобретении специальных навыков в горном туризме, медицине, вырабатывать в себе дисциплинированность и твердый характер.

К недостаткам похода помимо отсутствия предварительной информации о районе и штурманской подготовки, следует отнести отсутствие постоянного централизованного руководства, хотя и не повлекшего за собой тяжелых, необратимых последствий. Таким образом, осуществленный поход является удачно проведенным и заслуживает высокой оценки.

Спустя три месяца, на дне рождении МихВаса прозвучала песня в исполнении автора Буянова Алексея, ставшая лейтмотивом нашего летнего мероприятия:

Что происходит над нами? — а просто вода.
Просто вода полагаете? — Да, полагаю.
Сутки уже вместе с вами заплыв совершаю,
В наши шатровые ткани непрочной дома.

Что же за всем этим будет? — А будет обвал.
Ветер рюкзак подтолкнет, и он в озеро канет,
Сахар и вещи промокшие сердце нам ранят -
В озере мокро, рюкзак же об этом не знал.

Что же за всем эти будет? — а солнце опять.
Солнце, вы в этом уверены? — Да, я уверен.
Видно с вершины, и я это точно проверил,
Тучам не долго нас с вами еще полоскать.

Что же из этого следует? — следует жить.
Радостно плыть и по этим болотам скитаться,
Вечно в грязи по горам и по рекам шататься,
И не решать выходить или не выходить…

А кто одолел все каты до конца — ваще герой ;-)