t_holina


Летопись затерянных миров

журнал Татьяны Холиной-Джемардьян


Previous Entry Share Next Entry
Быстрое удаление пыли со сканов
t_holina
Обещала кое-кому по-соседски скрипт для удаления пыли :-)

Откуда выросло:
Люблю заниматься ретушью фото: медитативное занятие. Но когда кадров много, они все очень пыльные, а отретушировать надо срочно, становится не до медитаций. Тут уже начинаешь придумывать и изобретать что-нибудь для быстрого решения проблемы. Думаю, именно так появились на свет всякие пылеудаляющие фильтры и великое изобретение — технология диджитал айс. Очень полезная штука. Но на чёрно-белых плёнках, увы, не работает. Иногда — безбожно жрёт детали. Да и в лучшие (по качеству картинки) сканеры: барабанники и псевдобарабанники, не встроена. Потому с проблемой ретуши сканов все плёночно-цифровые фотографы в той или иной мере сталкиваются. Причём как правило, на больших изображениях, с каждым из которых приходится возиться долго. А иногда — очень долго

В моём случае это был огромный заказ с фото кошек. Имаконовские сканы со старых негативов и слайдов 6×9, в следах геля от предыдущего сканирования на барабаннике, то есть сплошь в мелкую точечку. Убрать это руками за разумные сроки не представлялось никакой возможности. А фильтр фотошопа Dust & Scratches очень жестоко обходился с кошачьей шерстью и прочими тонкими фактурами, которых на фото хватало. Приходилось применять его выборочно, благодаря чему появился на свет, был обкатан и отлажен этот скрипт. Теперь я с удовольствием чищу им свои сканы (которые с имакона), чего и вам желаю. :-)

Вот архив со скриптом: http://holina.ru/tempfoto/t_holina.zip — 1 Мб.
Его нужно распаковать и записать в ту папку, где фотошоп хранит скрипты. Обычно это что-то типа:
.../Program Files/Adobe/Adobe Photoshop CS2/Presets/Photoshop Actions/
После этого загрузить фотошоп, зайти в меню палитры Actions, выбрать пункт Loade Actions и в окошке — файл t_holina.atn.
В палитре Actions должен появится сет с именем: t_holina, а в нём: ретушь и ретушь ч.б.
Можно пользоваться.

Идеология работы:
Скрипт создаёт копии исходного слоя и применяет к ним фильтр Dust & Scratches с двумя разными установками: более деликатной — на удаление мелких пылинок и более грубой — на крупные дефекты. Я подобрала значения по умолчанию под «кошачий» заказ, но оставила возможность менять их в диалоге. Слои создаются с масками: два — с пустыми чёрными, которые нужно вручную проявлять в пыльных местах белой кистью. Один (на грубые дефекты) с маской, автоматически делающей слой прозрачным на резких границах предметов (которые не должны «мылиться»). Алгоритм выделения границ позаимствован из какого-то скрипта для повышения контурной резкости и немного доработан под задачу. Маска с границами тоже требует доработки белой/чёрной кистью по местам дефектов/значимых деталей, но иногда сильно ускоряет процесс.

Как пользоваться:

1. В исходном рисунке должен быть один слой Background. Увеличьте изображение, чтобы на экране был наиболее проблемный участок в натуральную величину или с небольшим увеличением. Запустите скрипт: ретушь, если картинка RGB, ретушь ч.б., если Grayscale.

2. Когда первый раз откроется диалоговое окно Dust & Scratches, подберите значение, чтобы удалялась большая часть мелких пылинок и не очень страдали детали изображения.

3. Когда окно откроется второй раз — добейтесь исчезновения всей или почти всей пыли, на целостность деталей можно не обращать внимание.

4. Скрипт закончит свою работу, не произведя видимых эффектов на картинке. Так и надо! Дальше — ручная работа. Слои с удалением грубых дефектов пока выключены, а слой с удалением мелких дефектов — Background copy — включён, но он полностью прозрачной, с чёрной маской. Маска слоя Background copy автоматически выбрана как объект рисования.

5. Возьмите большую белую кисть (инструмент Brush, рабочий цвет — белый) и пройдитесь ею по поверхностям без мелких фактур и деталей: типа неба или гладкой воды. Обратите внимание: одним махом вы избавились от большей части мусора там, где он всего заметенее. Уменьшите размер кисти и удаляйте пыль там, где есть мелкие детали, за которые вы опасаетесь. Это похоже на пользование Spot Healing Brush, но на мой вкус, дырки латаются аккуратнее.

В принципе, можно не морочиться и сразу перейти в п. 8. На относительно чистых сканах я обычно так и поступаю. Но если количество мусора для ручной ретуши всё ещё приводит в трепет — можно попробовать пункты 6 и 7.

6. Включите слой Background copy 2. Внимательно рассмотрите картинку. Если пыль удалилась хорошо, а мелкие детали пострадали на отдельных участках, удобнее будет отредактировать маску этого слоя. Включите её (правой кнопкой мыши по маске и Enable Layer Mask во всплывающем меню). Детали должны большей частью восстановиться, поскольку на их резких границах маска делает слой прозрачным. Однако дефекты при включении маски тоже вылезут: они тоже — объекты с резкими краями. Пройдитесь белой кистью — по дефектам, чёрной — по значимым элементам изображения и перейдите к п. 8.

Если пыль удалилась, но сильно «замылена» большая часть картинки, и главное, при включении маски не становится лучше — перейдите к п. 7.

7. Выключите Background copy 2. Включите слой Background copy 3, выберите как объект рисования его маску (левой кнопкой мыши), возьмите белую кисть... Действуйте как в п. 5, только аккуратнее: маленькой кисточкой — прицельно по дефектам.

8. Слейте все слои (Flatten Image) и доуберите 2-3 оставшихся самых крупных дефекта традиционным способом: с помощью Spot Healing Brush и Clone Stump.

P.S.: из комментариев в ru_fotoplenka «самый лучший скрипт это бережное отношение к негативу + кисточка и груша. ускоряет процесс ретуши очень сильно
еще перед сушкой пленки или сканированием можно принять душ, помыть полы.»

Да, с этого надо начинать! Но вроде и так понятно ;-) А судьба у плёнок (как у людей) бывает непростая: когда очевидные меры уже не помогают, тут и скрипт сгодится.

P.P.S.: пример ретуши, где применялся этот скрипт:
http://holina.ru/tempfoto/cats.zip — 18 Мб, самая кошмарная картинка из того заказа до и после ретуши, в натуральную величину.

  • 1
гранд мерси, попробую.

Хоть одну картинку б!... :)

Могу, но будет не очень показательно: это же не чисто автоматическая приблуда, картинки доводятся вручную.
Вот, пожалуй, самый ужасный кадр из того заказа, который сохранила себе на память в натуральном размере до и после ретуши:
http://holina.ru/tempfoto/cats.zip - осторожно, там 18 Мб. Делала его, в общей сложности, часа два - три (сейчас уже не помню точно).

Возможно, чуть погодя выложу что-нибудь с неслитыми слоями: в процессе.
А проще - возьмите и попробуйте на своих картинках :-)

Во, спасибо. когда видишь до-после - сразу интересней читать стало :)

Ага, а всего их было штук 100.
Чем-то похожим на программирование (в т.ч., скриптописанием) я начинаю заниматься только с большого перепугу :-)

спасибо, очень интересно.
а то у меня некоторые чб пленки плохо промытые, там все в белых точках . вручную удалять запаришься

Кстати, если у Вас сканы ч.б. записаны в градациях серого (Grayscale) - советую перезакачать архив и перезагрузить сет. Добавила чуть модифицированный скриптик: ретушь ч.б., который более корректно обрабатывает такие файлы.

нет, я обычно чб в цветном режиме сканирую, файлы соответственно как RGB открываются

Большое спасибо!
Скачал, буду пробовать! А то у меня лежат без движения старые ч/б пленки (А2, Тип-17, "Фото") - до сих пор боюсь за них браться)

Скрипт по ссылке недоступен. Перевыложите, пожалуйста.

  • 1
?

Log in