t_holina


Летопись затерянных миров

журнал Татьяны Холиной-Джемардьян


Previous Entry Share Next Entry
29 июля 2006: перевал Кукисвумчорр, Длинное озеро, траверс склона Пачвумчорра
t_holina






С утра разъяснилось. Все бока мы уже отлежали, да и на связь с домашними не выходили давно, поэтому решили немного прогуляться. На попутке (от спасателей) проехали чуть за перевальную точку Кукисвумчорра. Там есть место над дорогой, где берёт «Мегафон» и очень условно — МТС. На Северном Чоргорре связь всё равно лучше, но кое-как дозвонились.

Над нами — та часть Пачвумчорра, на которой мы ещё ни разу не были. Поглядели карту, почесали затылки: мужики занимались тем и другим, я фотографировала. По прикидкам, если пройти траверсом с постепенным набором высоты над Длинным озером, можно обойти отвесные стенки и выйти на гребень. Решили попробовать.

Вот что я скажу: хуже чем подниматься траверсом под большим углом к склону — только карабкаться без снаряги на совсем отвесные скалы. Это мы уже проходили на Крестовой: такой траверс отнимает кучу времени, выматывает, к тому же — небезопасен. Гораздо лучше подойти под нужную точку и подниматься по склону «в лоб»: будь то сыпуха, курумник или наклонные плиты (отвес не рассматриваю, с голыми руками там делать нечего). Может в других горах как-то иначе, для Хибин — правило.

Примерно посередине склона Сандро стало тяжело идти: человек он опытный, но первый выход в сезоне, плюс не очень здоровое сердце… :-( Остановились на перекус: посидели, погрызли сухофрукты с орехами, записая их чаем из термоса. После этого Сандро стал спускаться, а мы С Лёхой продожили подъём, всё ещё не оставляя надежды забраться на гребень и вернуться по нему. Траверс, однако, надоел до смерти, и мы сделали ошибку: забрали слишком круто вверх.

Через некоторое время начались скалы. Не то чтобы сплошной отвес: ступени и наклонные полочки. В небольшом количестве такое проходимо. После нескольких часов уходящей из-под ног сыпухи — даже радует. Мы бодро пролезли метров двадцать. Потом в одном месте я прошла, а Лёха опасно завис: он крупнее, тяжелее и координация у него хуже чем у меня. Впрочем, скалолазкой я отродясь не была и лавров таких не жажду. Главное, что внушал нам когда-то Мих.Вас.: относиться к препятствиям с уважением и не геройствовать попусту не выпендриваться. Идти дальше было возможно, но стрёмно. А впереди ещё метров 100-150 такого склона. То ли за очередным перегибом удобная широкая полка: что-то такое вроде бы просматривалось снизу. То ли стена, где мы застрянем окончательно… Короче — ну его нафиг! Решение спускаться было принято единогласно и без долгих дебатов. :-) Кое-как (вниз хуже чем наверх) скатились до сыпухи. И хамечательно, что до первых трудностей не успели залезть высоко.

Траверсить дальше и повторять попытку выйти на гребень южнее — тоже не захотели. Спустились к Дилинному озеру, потом на дорогу, немного прошли пешком, поймали попутку и вернулись на базу. К вечеру я здорово вымоталась и чувствовала себя не лучшим образом: надо было сразу брать пример с Сандро. Тем более, самые интересные кадры всё равно сняты до обеда.

На будущее: сам по себе склон Пачвумчорра над Длинным озером — довольно перспективное место для съёмки. Особенно красиво там, на мой взгляд, в первой половине дня: когда высокое солнце целиком освещает Длинное озеро, и чуть позже, когда свет только-только начинает уходить на склон Кукисвумчорра. К вечеру дно долины погружается в тень полностью, и до заката, который окрасит вершины гор оранжевым, ничего особо привлекательного (для фотографа) не происходит.

Ещё интересно (и часто так бывает): весь день мы провели точно на границе хорошей погоды с погодой «так себе». Южнее, над Кировском — голубое небо. Севернее, в сторону долины Кунийока — тучи. Причём всё это живёт, движется, ветер свистит как в трубе. Но раздел на ясное-пасмурное — неизменный: по перевальной точке и Бастиону. Мрачно-красиво, как обычно на Кукисвуме. Край плато Кукисвумчорр и гребень Пачвумчорра проступают сквозь туман угрюмыми чёрными зубьями. Ниже, на склонах, играют и вспыхивают солнечные пятна. Краски особенно ярки после дождя, воздух прозрачен и чист. Очень много снимала: под завязку забила флешку (решила впредь обязательно брать на выходы накопитель восоник). Но объективная реальность, данная в ощущениях, что называется, не лезет в объектив. Даже панорамы (собрала пока только вчерне) не передают масштаб и протяжённость Длинной Долины, неоглядно высокий склон Кукисвумчорра, прошитый серебряными ниточками водопадов, круговерть облаков…

Кошка Куйвы охотится в Хибинах?
Иногда прожилки, трещины и натёки на камне складываются в рисунки, хотя вроде бы никакие гиперборейцы их специально не рисовали: «само выросло». Наиболее известен великан Куйва в Ловозёрах. И на отвесных скалах Пачвумчорра (чуть севернее Бастиона) уже много лет живёт прыгающая Черная Кошка. На снимке общим планом можно разглядеть, что прыгает она не просто так, а за птицей (пятно над треугольным снежником).




  • 1
Ходить траверсом по склону - действительно выматывающее занятие. А как раз на этом склоне у меня друг как-то раз натерпелся страху, решив спуститься с гребня к днищу долины.

Три фото с Длинным озером порадовали, и "будни макрушника" тоже :)

Не завидую приятелю: у нас с Лёхой хотя бы был выбор. :-)

Спасибо. Сложно ли будет зимой найти его? Или строго 500 м и его видно прямо с перевала?

Перевальная точка Кукисвумчорра находится прямо на дороге. Идёте или едете по этой дороге от Кировска - смотрите налево. Как только миновали так называемый Бастион (его трудно не узнать) - начинается этот кар. Как место выглядит зимой - сама не видела. Советую ещё поглядеть сюда: http://angrymanz.livejournal.com/30297.html

Кстати, у <lj user="angrymanz> есть фото с ледопадами на противоположном склоне (справа от дороги).

А Куйва, кстати, с 2 оленями

  • 1
?

Log in