t_holina (t_holina) wrote,
t_holina

Поход в Хибины: 03.08, второй заход на Пачвумчорр

Погода отличная. Жара, видимость — миллион на миллион.

Поднялись наверх по курумникам напротив стоянки. На подъеме я зазевалась и довольно сильно ушибла левую ногу. Камень, на который наступила, оказался «живым» и опрокинулся. Соскочила с него, но не совсем удачно. Все-таки прав Лешка: зря хожу в кроссовках. Опять же — под ноги надо смотреть хоть изредка, а не только глазеть по сторонам.

Легко добрались до той расщелины, где мы с Лешкой в прошлый раз повернули назад. При ближайшем рассмотрении расщелина оказалась вполне преодолимой. Прошли ее, добрались до высшей точки хребта, посмотрели во все стороны. Слева — попрежнему Кукисвум. В переводе, кстати, это означает «длинная долина». Справа — Малая Белая: мы уже миновали перевал Восточный Петелиус, пройдя над ним.

В середине дня сидели перед спуском к Бастиону Пачвумчорра, обедали, доедали сыр, который в жару начал плавиться и портиться. Сандро от нечего делать развел костерок из коротеньких палочек, занесенных сюда какими-нибудь геологами или топографами. В результате загорелся лишайник, и мы еле потушили начинавшийся пожар.

Размышляли, не дойти ли нам до Бастиона, не забраться ли на отрог над перевалом Рамзая? Издали все это выглядит очень привлекательно: хочется сходить. Но у меня всерьез разболелась нога. Не левая, ступней которой я приложилась утром, а коленка на правой. Скорее всего, последствия все того же безумного скачка. Идти могу, но с трудом. Главное, не заклинило бы совсем, а то мениск — штука зловредная, охрометь можно всерьез и надолго.

Ребята посмотрели, как я ковыляю и сказали: «Пойдем домой».

Перед тем как повернуть назад, заметила бабочку. Интересно, зачем ее сюда занесло? Цветов никаких: щебенка да лишайник. Кружилась вокруг нас, присаживалась на камни. Подпустила меня довольно близко, даже позволила себя разок сфотографировать. Вид бабочки я не смогла определить: такая она вся вылинявшая и потрепанная. Будто совершает в одиночку кругосветное путешествие, и уже одолела большую часть маршрута.

Вообще, бабочек в Хибинах почти нет. Порхают по кустам какие-то мелкие мотыльки. Изредка попадаются желтушки луговые (кажется, так они называются): встретили несколько штук позавчера, по дороге на Умбозерский.

Вернулись по хребту до Восточного Петрелиуса, спустились на перевал сверху. Спуск — довольно сложный и неприятный. Сыпуха, курумник, бараньи лбы: в равной пропорции. Хотя, возможно, дело в моей хромоногости и в том, что мелкая острая щебенка с осыпей мгновенно набивается в кроссовки.

На седловине перевала встретили группу из двух человек: парня с девушкой. Постояли, поговорили с ними, немного отдохнули и пошли с перевала вниз. Сначала — по тропе, потом — по вездеходке, потом — напрямик к палаткам.

Километра за полтора до стоянки я сильно отстала. Вроде как фотографировать, а на самом деле — дать передышку больной коленке. Легла прямо на дорогу возле кустика желтых лапландских маков. Солнце просвечивает сквозь лепестки, глаз не оторвать.

Есть что-то завораживающее в этих маках. Все желтые цветы — солнечные, люблю их. Одуванчик, калужницу, живущую возле воды, лютики и купальницы. Их желтизна — задорная, яркая и жаркая — как само весеннее солнце. Цвет лапландских маков — иной. Прозрачный и призрачный, нежный, холодный, бледно-золотисто-лимонный цвет. То же солнце — но сквозь снеговую тучу. Память о тепле, тоска по теплу — в мире серого камня и сумрачных теней.
В видоискателе против света — дорожка оранжевых «зайчиков», ну и пусть. Пускай солнце, такое жаркое сегодня, ведет диалог со своим странным северным отражением.
Интересно, что означают желтые маки на языке цветов?

Сделала несколько кадров, с трудом встала, похромала дальше. Сандро убежал вперед, а Лешка ждал меня. Ждал — не дождался: вернулся и повел под ручку.

Пришли на стоянку. Как обычно: умылись, приготовили ужин, поели. Поболтали немного с соседями — питерцами.

Знобит. Ходили весь день по хребту, по самому солнцепеку. В результате у меня напрочь «сгорели» все открытые участки тела: лицо, шея, ноги от носков до подвернутых брюк, руки. Хорошо, взяла крем от обгорания: мирра-люксовский «Гелиос» (не путать с одноименными объективами производства КМЗ). Обмазала кремом пострадавшие места. Здорово помогает, даже шкурка не облезла потом. А большую коленку на ночь натерла вольтареном и замотала собачьей шерстью. Тоже помогло. На следующий день передвигалась уже почти нормально.

Легли спать и видели странные сны.