t_holina (t_holina) wrote,
t_holina
t_holina

Categories:

По следам одного разговора

Есть как бы два способа учить ребёнка (и человека вообще) рисовать.

Способ А: выдавать подробные инструкции на каждый конкретный объект и случай: «Как правильно нарисовать ёлочку», «Как правильно нарисовать ромашку», «Как правильно нарисовать розочку», «Как правильно нарисовать зайчика» и т.д.
Плюсы — человек быстро начинает выдавать довольно качественные картинки, самооценка всех участников учебного процесса поднимается, заинтересованные зрители тоже довольны. Минусы — беспомощность, если вдруг нету схемы, вплоть до анекдотического: яблоки человек рисует прекрасно, потому что ему показали, как их рисовать, а на грушах уже тормозит. Второй минус — зашоренность, 100% уверенность, будто существует единственно правильный способ рисовать яблоки, розочки и зайчиков. Как следствие, мириады однотипных картинок, тоска по чему-то оригинальному, но неспособность ни создавать его, ни воспринимать созданное другими.

Способ Б: научить человека видеть то, на что он смотрит, и изображать то, что он видит. Если речь именно о детях, для начала, просто не отучать их видеть то, что они видят. А также не запрещать им чувствовать, фантазировать и рисовать по воображению. Постепенно, сообразно возрасту, тренировать глазомер и руку, давать приёмы работы с красками. Показывать много-много разной живописи и графики, разных времён, народов и художественных стилей, в меру сил отвечая на вопросы, почему художник нарисовал именно так? Нет, не потому что он дурак и рисовать не умел!
Плюсы — ребёнок, человек не просто выдаёт картинки по заученному, а проживает их: познает мир вокруг себя, собственные возможности и сам при этом растёт. Рисовать розочки-зайчиков он в итоге тоже умеет, как частные случаи зримого многообразия. Минусы — всё это медленнее, чем вдолбить схемы, и результат менее предсказуемый. А ещё это затрагивает глубинные настройки психики, и может конфликтовать... мнээээ... например, с семейными установками, убеждениями, табу. Типа, у Испанской королевы нет ног, и мы тоже не можем сосредоточить на них своё внимание, чтобы увидеть, рассмотреть, нарисовать. Или представления о том, что должны рисовать мальчики, а что — девочки. В итоге — внезапный «завис» или истерика: того, кто учится рисовать, или его окружения...

На этом конспект пока обрывается)

З.Ы.: Вряд ли тот или другой способ возможно практиковать в чистом виде, но методики обучения и всякий, кто учит, тяготеют туда или сюда.
Tags: дыбр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments