t_holina (t_holina) wrote,
t_holina
t_holina

Categories:

Фотокалейдоскопы: откуда пошли, с чем едят, как делать


Начну с того, что в основе фотокалейдоскопа или серии должна лежать некая идея, иначе работа становится чисто механической и теряет всякий художественный смысл. Впрочем, сами по себе эти штуковины весьма декоративны и склонны притягивать, завораживать взгляд. Делать их — хорошее упражнение для успокоения нервов. Гораздо лучше с той же целью просто погулять на свежем воздухе, но если производственная необходимость требует, к примеру, совместить нервы со срочным освоением концепции слоёв в фотошопе… Ну вы поняли! ;-)

Идея имеет шансы успешно воплотиться в виде именно калейдоскопа, а не другого снимка, фотомонтажа или компьютерной графики, если она тесно завязана на симметрию, орнаментальную повторяемость мотивов или выворот пространства ала Морис Эшер (может быть всё вместе, в одном флаконе).

Особенно ценно, когда помимо завершённости и декоративности формы (неотъемлемые свойства замкнутой композиции), калейдоскопичность добавляет изображению что-то сюжетно, по смыслу.

Так получилось с моим первым калейдоскопом, который до сих пор работает заставкой на главной странице «Затерянных миров». Зеркальное отражение акварели «Память» превратило пейзаж с полусухим деревом, горами и туманной далью в «рентгеновский снимок» головы. Причём я сама, на сознательном уровне, этого поначалу не заметила. Для художника — норма, дизайнеров за такое, вообще говоря, мочат в сортире :-/

Так или иначе: в 1990 году я написала акварель и назвала «Памятью» — абсолютно без задней мысли (честно-честно!). Через десять лет взялась сканировать работы. Из многих любимых выбрала именно эту, покрутила в фотошопе так и эдак, сделала простенький калейдоскоп (без наложения, с одним отражением по горизонтали). Поняла что результат «хорош весьма» и будет висеть на главной странице вновь создаваемого сайта. А друзья-товарищи бета-тестеры просекли фишку и подсказали.

Интересно, кто и когда изобрёл калейдоскоп как оптико-механическое устройство?

«Калейдоскоп, м. узорник; — это трубка, с двумя зеркальцами клином, где цветные стекляшки отражаются узорочною звездою, переменною, при всяком движении или обороте трубки.»
(Толковый словарь живого великорусского языка Вл. Даля)


То есть, в XIX веке они уже были. Кто изобрёл — не знаю. В детстве у меня такая игрушка имелась, и была одной из любимых: с досыпанием внутрь бус, бисера, листиков, прочей ерунды и внимательным разглядыванием полученного эффекта…

Нашла! Английский физик Дэвид Брюстер «изобрел оптический прибор калейдоскоп, получивший необыкновенно большое распространение, хотя он более игрушка, чем могущая быть полезной вещь. Брюстрер придумал его в 1816 г. и даже взял на него привилегию; в 1817 г. в несколько дней его было распродано 30000 экз.» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) http://www.workmach.ru/word_15807.html
Узор в классическом калейдоскопе с тремя зеркалами выглядит примерно так:


Кто первым додумался совместить эффект, подобный калейдоскопическому, с фотографией? Насколько мне известно, кто-то в Баухаузе, в первой половине XX века. Видела калейдоскопы-фотограммы (кажется) в Иттеновском «Искусстве формы». Во всяком случае, в докомпьютерную эпоху фотокалейдоскопы уже существовали и «проходили по ведомству» фотографики.

Их делали (и сейчас делают) мультиэкспозицией при съёмке или печати:
http://photoawards.com/04/contests/winners_detail.asp?id=2105,
http://www.arteria.ru/15_09_2003_2.htm,
http://photo-element.ru/pics/expo/kaleidoscope/,
http://photo-element.ru/ps/kaleidoscope/kaleidoscope.html
В двух нижних ссылках (на сайт Хулиганствующего Элемента) отлично описывается один из вариантов «безкомпьютерной» технологии съёмки калейдоскопов. К сожалению, ни одна из моих камер «не умеет» мультиэкспозицию, и тёмной комнаты нету :-( Поэтому сейчас, когда мне хочется сделать калейдоскоп, я пользуюсь фотошопом.

Как делать фотокалейдоскопы — компьютерный вариант

Исходники, в принципе, годятся любые: фото, сканография, рисунок, живопись, компьютерная графика. Хорошо подходят картинки с более-менее абстрактными мотивами. Судя по ссылкам выше (под катом), рулит архитектура и вообще — город, но я сама эту тематику не люблю и не пробовала. Мне больше по душе растительность, фактуры, макро: http://flamber.ru/photos/albums/1169770988/. Чем страньше ракурс и освещение, тем, как правило, лучше. Ещё очень многое зависит от распределения на исходнике светлых, тёмных пятен и цвета (если он есть). Но это уже надо много пробовать, чтобы научиться чувствовать при отборе и тем более — планировать заранее.

После загрузки картинки в фотошоп сразу же дублирую фоновый слой: один раз или несколько. Копии слоя поворачиваю или зеркально отражаю, режимы наложения последовательно меняю на Darken, Lighten (эти два режима подходят чаще всего), Multiply, Overlay, Colour, Luminosity. Смотрю, что получается, отбираю удачные варианты. Сливаю все слои — калейдоскоп готов.

Иногда копирую слой повторно, увеличиваю размер канвы в кратное число раз и выкладываю несколько раппортов узора подряд. При необходимости — добавляю корректирующие слои Levels, Curves, Hue/Saturation, Gradient Map и др. Опять сливаю. В конце остаётся подогнать под нужный размер, добавить резкости по вкусу и отнести в печать.

Для скорости (и экономии места на диске) упражняюсь над маленькими копиями картинок, а к печати повторяю то же с большими (главное, сохранить маленькие варианты с неслитыми слоями, чтобы вспомнить, как что делалось).

Подводя итог: само по себе изготовление фотокалейдоскопа — работа несложная. Я бы охарактеризовала её как механически-медитативную. Для заготовок можно и скрипт написать. Основная часть творчества в том, чтобы выбрать из общей массы (в идеале — спланировать и снять) картинку, из которой получится интересный калейдоскоп.

P.S.: В обеих «ледяных» калейдоскопических сериях (предыдущие два постинга) в начале лежит исходник. Кого заинтересовала технология, тащите его к себе и пробуйте повторить. Пошаговую инструкцию расписывать лень, но с удовольствием отвечу на вопросы.

P.P.S.: Кстати, если отталкиваться от классики: наверное, несложно сладить насадку-калейдоскоп на объектив и напрямую снимать. Интересно, делал ли кто-то подобное?

P.P.P.S.: Вообще, ссылками по теме прошу делиться.
Tags: калейдоскоп, мастерская, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments