t_holina (t_holina) wrote,
t_holina
t_holina

Categories:

Обещанный ответ, часть 1

Вот на это:
http://greymage.livejournal.com/427140.html
а также:
http://greymage.livejournal.com/426413.html?nc=18
http://greymage.livejournal.com/426641.html?nc=109
http://greymage.livejournal.com/426960.html?nc=88
с давней предысторией.

У меня нет своих детей и я не учу чужих, поэтому тема «религиозное образование в школе» задевает меня по касательной. Голос мой — в лучшем случае, совещательный. Но кое-что сказать я хочу и могу: на основе собственого личного опыта — атеистической семьи, советской школы и далее, по жизни маршем.

Нижеизложенное — моя личная позиция. Подчёркиваю: позиция не оригинальная в большинстве пунктов («Ура!» или «Увы!»), но моя собственная. То есть, я готова её отстаивать и отвечать за последствия, кроме разбитых дураками лбов. Зачем излагаю, если не собираюсь сообщать ничего нового? Для ясности и для опоры в дальнейшем, когда (если) мне приспичит обсуждать более спорные вещи.

Я понимаю, что высказываясь на «острую» тему, могу кого-то сильно разочаровать, оттолкнуть, ввести в соблазн и искушение. Мне очень жаль, но я испытываю насущную потребность об этом поговорить (именно сейчас, когда у меня есть некоторый лимит времени и сил на обсуждение «абстрактных» вопросов). Даже иначе: считаю неприличным смолчать.

1. Я за знакомство детей в школе с религиями как частью жизни вообще и мировой культуры в частности. Слишком многое у человека растёт из связки вера-религия-церковь и коллизий между этими тремя компонентами, включая их полное отсутствие. Многое: от философии и этики до моды на шляпы. Задним числом, исходя из личного опыта (местами — довольно печального), на выходе из общеобразовательной школы я хотела бы (помимо и не в ущерб прочему):
знать:
названия, самоназвания и внешние отличительные признаки наиболее распространённых религий, сект, околорелигиозных течений (признаки вероучений, объектов религиозной культуры, адептов — с картинками и примерами).
иметь представление:
— о содержании вероучений, священных писаний и преданий, канонических и еретических толкованиях оных;
— об истории возникновения и развития религиозных течений и организаций (как сами адепты это излагают и как оно выглядит со стороны);
— о составе, структуре, численности, внутренней иерархии и географической привязке религиозных организаций;
— о правилах поведения адептов разных религий между собой и с «внешними».
уметь:
— находить, при необходимости, аутентичную и достоверную информацию по религиозным вопросам;
— узнавать религиозно-мифологические сюжеты и символику в произведениях искусства;
— более-менее чётко опознавать, кто говорит со мной на религиозные темы, и понимать о чём вообще говорят;
— не наступать сдуру на чужие больные мозоли в вопросах веры-религии-церкви и беречь свои — мозоли и мозги;
— прилично вести себя в любом храме, куда могу попасть как турист, или сознательно избегать посещения храмов (прочих подобных мест), где происходит нечто лично для меня неприемлемое.
Насколько возможно запихнуть этот религиоведческий минимум в голову среднего школьника в рамках существующей программы? Нужно ли это современному школьнику? Считаю, что возможно и нужно — наравне с литературой, историей, философией, обществоведением, правоведением и т. д.

2. Я за углублённое изучение наиболее распространённых у нас, сильнее всего повлиявших на нашу историю и влияющих на нашу современность религий. Вот хоть на стенку лезь, хоть на потолок — Православное Христианство оказывается первым в ряду. За второе место спорят Ислам, атеизм (если-таки считать его религией) и язычество. Все остальные: буддисты, католики, иудеи — позади.

- Продолжение следует -
Tags: вера, дискуссия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments