t_holina (t_holina) wrote,
t_holina

Поход в Хибины: 30.07, Северный Чоргорр, Индивичвумчорр, отрог Маньяков :-)

Встали утром — плохой погоды как не бывало. Снова теплынь, солнышко и ясное безоблачное небо.

Мы с Лешкой уже дозвонились своим домашним, а Сандро — еще нет. Не мудрствуя лукаво, решили добраться до ближайшей «телефонной будки» — Северного Чоргорра. Но один раз мы там уже были, захотелось немного разнообразить маршрут.

Соседи по домику: супружеская пара из Москвы, рассказали, что очень интересный подъем на перевал — по отрогу левее (южнее) тропы.

Это и в самом деле так. В хорошую погоду — настоятельно рекомендую. По тропе, конечно, идти проще. Но зато на отроге — выветренные скалы причудливой формы и отличный вид во все стороны. Про себя: еще местами — довольно неприятный курумник. Но, в общем, вполне проходимо: без веревок, крючьев и т. п.

Шли потихоньку, останавливались, фотографировали, так и добрались до самого верха.
Перевальная щель со снежником опять осталась внизу: на этот раз мы забрались на гору справа (южнее) ее. Пошли по плато в сторону Южного Чоргорра. Фотографировали, звонили, любовались пейзажем: ровно, идти легко. Добрались до высшей точки горы Индивичвумчорр — тригопункта на плато.

«Незаметно» подкрался вечер. Лучи солнца постепенно окрасились в золотистые и оранжевые тона. До Южного Чоргорра оставалось топать еще изрядно. К тому же по прошлому походу я помню, какой неприятный спуск с Индивичвумчорра на седловину перевала.

Поглядели на карту, на местность, сравнили увиденное и выбрали для спуска длинный отрог, протянувшийся почти от самой вершины Индивичвумчорра в сторону базы.

Конечно, при ближайшем рассмотрении отрог оказался не таким пологим и ровным, как на карте и при взгляде издали. В нескольких местах пришлось спускаться по крутому курумнику с крупными «живыми» камнями.

Вообще, Хибинские курумники, по сравнению, например, с Алтайскими, ведут себя очень прилично. Максимум — опрокинется из-под ног какой-нибудь камень. Не знаю, какие усилия нужно приложить, чтобы поехала вся осыпь. Хибинские нефелиновые сиениты очень шершавые. Ходить по ним хорошо: не скользко. Зато падать — не рекомендуется: кожу сдирает, как наждаком.

Шли долго. В долину спустились уже в самое темное время суток. Над озерами — туман, фосфорически светятся в лесном сумраке стволы берез. Ночь холодная, поэтому комарья почти нет. При попытке сфотографировать туман у Сандро напрочь «зависла» камера. То ли просто сели аккумуляторы, то ли тайные лесные жители, водившие хороводы в тумане, решили проучить настырного папарацци.

Увидели базу с другого берега реки. В окошках — электрический свет: спасатели запустили генератор. Мы очень обрадовались. Изо всех сил (последних) припустили домой — заряжать телефоны и фотоаппарат Сандро.

В общей сложности были в этот день в пути 13 часов 14 минут, в связи с чем поступило предложение назвать отрог, по которому мы спускались, отрогом Ночных Маньяков. Впрочем, имея в виду тетушек с детьми, бродивших по горам 16 часов подряд, мы в Хибинах далеко не худшие туро-маньяки. Или мы не туро-, а фотоманьяки?

Приготовили… То ли очень поздний ужин, то ли очень ранний завтрак. Съели его и легли спать около 4 часов, когда уже заметно светало.